Агрегатированиехолодильных машин - компоновка различных видов оборудования из
унифицированных элементов является одним из эффективных методов
совершенствования холодильных машин.
Холодильным агрегатом называют конструктивное объединение нескольких основных элементов холодильной машины и вспомогательных устройств в единый блок.
Конструктивное объединение всех элементов холодильной машины в один или несколько блоков называют агрегатированной комплексной холодильной машиной.
Основные принципы агрегатирования парокомпрессорных холодильных машин.
Современные предприятия холодильного машиностроения большую
часть своей продукции выпускают в виде агрегатов, поскольку
агрегатированные поставки холодильного оборудования существенно
сокращают и упрощают работу при монтаже холодильной машины. Исключаются
или значительно облегчаются такие работы, как изготовление элементов и
сборка трубопроводов рабочего вещества, испытание оборудования на
герметичность, монтаж приборов автоматики, осушка системы, центровка
компрессора с электродвигателем. При этом осуществление всех
перечисленных операций в заводских условиях значительно дешевле и на
более высоком качественном уровне.
Выпуск холодильного оборудования в виде агрегатов выдвигает
требование высокой степени унификации элементов агрегата, что приводит
к дополнительному сокращению затрат на их производство и упрощают
эксплуатацию агрегатов, так как снижается номенклатура запасных частей.
Важная задача заводского агрегатирования - создание компактных
конструкций, площади для размещения и обслуживания которых минимальны.
Только при заводском агрегатировании достигаются минимальные габаритные
размеры агрегата путем использования вспомогательных элементов,
выполненных специально для типовой компоновки агрегатов заданного ряда.
Агрегатирование в заводских условиях способствует типизации не только
холодильного оборудования, но и проектов холодильных установок в целом.
В зависимости от объема и вида оборудования, включенного в
состав холодильных агрегатов, их разделяют на следующие основные виды:
Компрессорные агрегаты.
Компрессорные агрегаты состоят из компрессора с электроприводом
и необходимых приборов автоматической защиты и визуального контроля. В
состав компрессорных агрегатов могут входить вспомогательные аппараты и
арматура, обеспечивающие отделение и возврат масла, его охлаждение, а
также разгрузку компрессора при пуске и др.
Компрессорные агрегаты используют, как правило, в составе
крупных холодильных установок, чаще всего с непосредственной системой
охлаждения. Их применяют также и в установках с рассольной системой
охлаждения, когда к одному крупному аппарату подключают несколько
компрессоров, и в многоступенчатых низкотемпературных машинах, где
большой объем оборудования затрудняет его компоновку в более сложные
агрегаты.
Агрегаты с поршневыми компрессорами наиболее широко используют
в диапазоне холодопроизводителыюстей от 40 до 200 кВт. Аммиачные
агрегаты выпускают как в комплекте с маслоотделителем и
маслоперепускным устройством, обеспечивающим автоматический возврат
масла в картер компрессора, так и без указанных аппаратов. Исполнение
агрегатов с маслоотделителями характерно для отечественных современных
конструкций. Исключение из состава агрегата устройств, обеспечивающих
отделение и возврат масла, приводит к структурной однотипности
аммиачных агрегатов с хладоновыми, которые выпускают, за редким
исключением, без маслоотделителя.
Холодильные винтовые компрессоры, выпускаемые у нас в стране,
применяют, как правило, в составе компрессорных агрегатов, в которые
включены привод, маслоотделитель, система смазки, приборы автоматики и
защиты.
Подавляющее большинство современных компрессорных агрегатов
выполняют с приводом от электродвигателя через эластичную муфту, и
только некоторые фирмы в отдельных случаях (тяжелые условия
эксплуатации, требующие снижения частоты вращения, применение привода
от двигателя внутреннего сгорания и др.) используют клиноременную
передачу.
Сторона обслуживания компрессорного агрегата определяется конструктивными особенностями компрессора.
Приборы защиты и визуального контроля в компрессорных агрегатах
монтируют, как объединяя их в едином щите приборов, так и
децентрализованно с использованием свободных, доступных для
обслуживания мест на раме агрегата и непосредственно на компрессоре. В
последнем случае приборы защиты размещают на раме, а манометры - на
общем щите или раме либо на соответствующих штуцерах компрессора.
В крупных компрессорных агрегатах размещать приборы на едином
щите предпочтительнее, так как это не усложняет их конструкцию и не
затрудняет обслуживание компрессора, позволяет существенно упростить
разводку кабеля, повышает общую степень заводской готовности агрегата.
Наибольший практический эффект достигается при включении в состав щита
приборов блока управления агрегатом.
Применение крупных компрессорных агрегатов в схемах
многокомпрессорных установок, предусматривающих автоматическую
остановку части компрессоров в зависимости от изменения потребной
холодопроизводительности, вызывает необходимость в установке обратного
клапана на нагнетательном трубопроводе за компрессором. Это
обеспечивает отсоединение агрегата от коммуникаций и аппаратуры,
находящихся под давлением конденсации. Таким образом, в течение всего
периода стоянки агрегат находится под давлением кипения, что упрощает
автоматический пуск компрессора. Для аммиачных компрессоров такое
решение обязательное еще и по требованиям техники безопасности. При
наличии маслоотделителя с автоматическим возвратом масла в компрессор
обратный клапан устанавливают за маслоотделителем.
Рамы компрессорных агрегатов выполняют стальными сварными или
литыми чугунными. В крупных агрегатах в последнее время широко
применяют железобетонные конструкции рам, дешевые в изготовлении,
требующие минимального количества армирующего металлопроката и хорошо
сочетающиеся с цокольной частью фундамента агрегата. Некоторое
увеличение общей массы агрегата компенсируется снижением массы
фундамента, а снижение металлоемкости таких рам весьма существенно.
Муфты привода компрессора выполняют с упругим элементом, в
качестве которого чаще всего используют резиновые оболочки. Основное
требование, которое предъявляется к муфтам, - это возможность разбора
сальника компрессора без смещения электродвигателя. Для передачи
большой мощности целесообразно использовать неразрезные резинокордные
оболочки или пальцевые. Применение муфт с резиновыми и резинокордными
оболочками в агрегатах с поршневыми и ротационными компрессорами
требует центровки валов компрессора и электродвигателя с выдержкой
радиального смещения не более чем на 0,3 мм и перекосом (биением
торцевых плоскостей) на радиусе 120-130 мм не более 0,3 мм. Общие виды
и технические характеристики компрессорных агрегатов достаточно
подробно приведены в справочнике [1].
Компрессорно-конденсаторные и компрессорно-испарительные агрегаты.
Компрессорно-конденсаторные агрегаты применяют в составе
холодильных машин, как правило, в тех случаях, когда испарительная
часть машины не может быть объединена в одном агрегате с остальным
оборудованием и должна быть расположена на достаточном удалении от него
[1].
В двухступенчатых и каскадных холодильных машинах
компрессорно-конденсаторные агрегаты являются основной разновидностью
серийного оборудования, что позволяет построить унифицированный ряд при
большом разнообразии испарительных систем. Такие низкотемпературные
агрегаты по своим конструктивным особенностям значительно отличаются от
агрегатов, которые работают в одноступенчатых машинах.
Компрессорно-конденсаторные агрегаты для одноступенчатых машин
в зависимости от вида охлаждения подразделяют на агрегаты с воздушным и
водяным охлаждением.
Агрегаты с воздушным охлаждением применяют, как правило, в
диапазоне холодопроизводительности от 0,5 до 20 кВт. Для большей
холодопроизводительности объединять воздушный конденсатор в одном
агрегате с компрессором нецелесообразно из-за крупных габаритных
размеров конденсатора и больших объемов прокачиваемого воздуха.
Конструктивные особенности воздушного конденсатора определяют
общую компоновку агрегата на плоской опорной раме с расположением на
ней компрессора, конденсатора и ресивера. Приборы защиты и контроля
размещаются на раме и корпусе ресивера. На малых агрегатах манометры не
устанавливают. Вентиляторы имеют автономные двигатели.
Компрессорно-конденсаторные агрегаты с водяным охлаждением
применяют в диапазоне холодопроизводительности 0,5-200 кВт [1]. Их
выполняют чаще всего с верхним расположением компрессора и нижним
расположением конденсатора. В зависимости от холодопроизводительности
агрегата компрессор устанавливают либо на раме, которая служит опорой
для конденсатора, либо на обечайке конденсатора [1]. В состав
компрессорно-конденсаторных агрегатов включают также необходимую
вспомогательную аппаратуру и коммуникации рабочего вещества. Хладоновые
агрегаты с водяным охлаждением имеют в своем составе, как правило, и
регенеративный теплообменник.
Компрессорно-испарительный агрегат - это блок, который
объединяет элементы компрессорного агрегата и испарителя. Этот агрегат
компонуют так же, как и компрессорно-конденсаторный агрегаты с водяным
охлаждением. Компрессорно-испарительные агрегаты применяют главным
образом в холодильных машинах при холодопроизводительности свыше 100
кВт, чаще всего в случаях, когда конденсаторы имеют воздушное
охлаждение и их располагают вне машинного зала.
Аппаратные агрегаты.
Аппаратные агрегаты крупных холодильных машин, предназначенных
для охлаждения жидких хладоносителей, выполняют, как правило, в виде
конденсаторно-испарительных агрегатов, которые включают в себя
регулирующую станцию, вспомогательную аппаратуру и приборы контроля,
замыкая в своем составе основные коммуникации жидкого рабочего
вещества. Конструктивно их выполняют чаще всего безрамными, с нижним
расположением испарителя [1]. Трубопроводы и вспомогательную аппаратуру
располагают в свободном пространстве между испарителем и находящимся
над ним конденсатором на обслуживаемой стороне агрегата. Приборы,
комплектующие агрегат, располагают на приборном щите.
Аммиачные агрегаты, как правило, включают в свой состав
отделители жидкости и маслоотделители. Особенностью хладоновых
агрегатов является наличие регенеративного теплообменника. Для крупных
конденсаторно-испарительных агрегатов используют регенеративные
теплообменники кожухотрубного типа. Масло из теплообменника в
компрессор возвращается либо путем его захвата всасываемым рабочим
веществом, либо непосредственно из нижней части теплообменника в картер
через перепускной клапан, который открывается только при наличии над
ним определенного столба масла.
Комплексные холодильные машины.
Комплексные холодильные машины используют для охлаждения жидких
хладоносителей [1]. По конструктивным особенностям агрегатирования
данную группу машин можно разделить на две группы: одноагрегатные и
двухагрегатные машины. Область применения той или иной группы
определяется холодопроизводительностью и типом компрессора. Для
удобства транспортировки и эксплуатации крупные машины делят на два
агрегата. При использовании сравнительно тяжелых прямоточных
компрессоров область применения одноагрегатных машин ограничена
холодопроизводительностью 150-200 кВт. При использовании быстроходных
непрямоточных компрессоров, а также винтовых компрессоров область
применения одноагрегатных машин расширяется до 500 кВт.
Одноагрегатные машины выпускают как рамной, так и безрамной
конструкции. Машины рамной конструкции выполняют и с нижним
расположением компрессора, и с верхним. В первом случае аппараты
расположены в верхней части агрегата, а во втором - в нижней. Возможно
расположение компрессора также и в средней части агрегата - между
компрессором и испарителем. По занимаемой площади последняя компоновка
предпочтительнее. Для увеличения холодопроизводительности в одном
агрегате отдельные фирмы включают в состав агрегата два и более
однотипных компрессоров с отдельными приводами, что позволяет
осуществлять ступенчатое регулирование производительности машины
автоматическим пуском и остановом отдельных компрессоров. Рамы машины
выполняют как из труб, так и из фасонного проката. Трубчатые рамы
используют для машин малой и средней производительности. Недостатками
рамной конструкции являются затруднение обслуживания компрессоров,
электродвигателей и некоторое утяжеление конструкции.
Безрамная конструкция с расположением компрессора и
электродвигателя на аппаратах более рациональна, так как обеспечивает
более удобный доступ к компрессору и электродвигателю.
Для машин холодопроизводительностью до 100 кВт в стандартном
режиме такая компоновка позволяет занимать минимальную площадь. Приборы
защиты, управления и контроля объединяют в один или несколько щитов.
Источник: www.holodilshchik.ru